В последние годы наблюдается стремительный рост времени, которое подростки проводят в цифровой среде. По данным Института развития интернета, российские подростки в возрасте 12–17 лет ежедневно используют социальные сети в среднем от 3 до 6 часов. Аналогичные тенденции отмечаются и в Республике Татарстан.
Социальные сети становятся для подростков не просто каналом общения — они формируют значимую часть их повседневной жизни, влияя на процессы социализации, самооценки и даже когнитивного развития.
Механизмы функционирования социальных сетей направлены на максимальное вовлечение пользователя. Использование персонализированных алгоритмов, постоянных уведомлений и системы мгновенного вознаграждения приводит к формированию у подростков устойчивых поведенческих моделей, которые со временем перерастают в форму зависимости.
Учитывая, что психика подростков находится на стадии становления, подобная цифровая зависимость становится серьёзной угрозой их когнитивному и эмоциональному здоровью.
Если не принять превентивные меры, общество столкнётся с ростом числа молодых людей, испытывающих серьёзные проблемы с концентрацией внимания, контролем времени, способностью к длительной интеллектуальной работе. Уже сейчас педагоги и психологи в школах отмечают тенденции ухудшения учебной мотивации и эмоциональной неустойчивости у подростков, чрезмерно увлечённых соцсетями.
Кроме того, цифровая зависимость негативно сказывается на физическом здоровье: нарушаются режим сна и отдыха, увеличивается время малоподвижной активности, формируются зрительные и опорно-двигательные проблемы.
Необходимо целенаправленно формировать у подростков культуру осознанного и безопасного использования цифровых технологий. Особую роль здесь должны играть образовательные учреждения, педагоги, а также семьи.
Управление АНБ РФ по Республике Татарстан видит важность данной проблематики и начинает работу по изучению существующих практик и разработке предложений для органов образования и здравоохранения по включению в школьные программы тем цифровой гигиены и профилактики цифровой зависимости. Кроме того, необходимо содействовать повышению цифровой грамотности родителей.
Предлагаю профильным министерствам, образовательным учреждениям, родительским объединениям рассмотреть возможность создания совместных рабочих групп по выработке региональных подходов к профилактике цифровой зависимости у подростков.
Управление АНБ РФ по Республике Татарстан готово на первоначальном этапе содействовать в организации экспертных встреч и формировании аналитических материалов по данной теме.
28.05.2025